В первой части вопросов к Духовному Учителю Виссариону журналисты Агентства Популярной Информации коснулись искусства, где был дан ответ также и о «больных» проявлениях в работах художников. Но большинство живописцев, да и людей во всем мире проживают в городах, где сама жизнь во многом носит ненормальный характер. О жизни в современном городе и об опасностях, которые в нем поджидают, — наша вторая часть вопросов.
Мы, москвичи, ощущаем, как ускоряется темп жизни. Это нормальное состояние? Чего же ожидать нашим детям? Им надо будет еще больше успевать, или жизнь совсем другая ожидается?
— Надо быть благодарным на всё, что получаешь, понимая, что ты получаешь то, что сам искал. Другого не бывает. Если человеку тяжело, но он находится в данном месте и делает то, что ему привычно и хочется делать — это плоды того, что он выбрал. На кого можно сетовать? Хочешь другого — иди, возьми другое.
Мы живем в большом городе, где масса людей. Здесь весь негатив проявляется достаточно явственно. Иногда случаются крайние выплески эмоций. Как противостоять прямой агрессии на самом бытовом уровне, чтобы не сделать человеку чего-то дурного?
— Это как раз вопрос, который касается сути духовного учения. И есть два варианта. В первом рассматривается довольно конкретное количество проявлений в жизни человека на бытовом уровне, когда происходит контакт человека с человеком очень тесно. Рассматриваются правила поведения в каждой конкретной ситуации, и тогда человек начинает следить, воспитывать в себе это. Потому что нельзя сразу стать добрым при одном упоминании: «Вот тут надо терпение» и человек сразу скажет: «Да. Хорошо», пошел и начал терпеть. У него сразу не получится. То есть потребуется воспитание в одном случае, в другом, в третьем. И таких — сотни, тысячи обстоятельств, в которых надо за собой проследить и начинать себя контролировать, сдерживать. То есть, воспитывать себя духовно требуется. И вот тут уже должно помочь Учение. Потому что есть заданные законы, в которых родился человек, а, значит, правильно выжить в этих законах он сможет, когда он точно начнет соответствовать параметрам этих законов. Он должен принять их правильно. И будет недостаточно того, как он хочет к этому относиться, как он это трактует. Чем больше искажений в трактовании, тем больше проблем, чем точнее будет понимание, тем меньше проблем. И вот закон Истины призван позволить человеку иметь Учение, которое начнет обозначать точные правила поведения в тех или иных обстоятельствах, насколько это возможно будет тронуть широко.
С другой стороны можно опереться на что-то более традиционное и прибывать все время в таком медитативном состоянии. Оно тебя не учит правильному поведению, ты просто становишься отрешенным — ты вроде бы есть, и нет тебя одновременно. С улыбкой прошел мимо... На тебя палкой замахиваются, а ты прошел мимо, потому что никого и не увидел. Это традиционно долго формировалось на земле, но конечно же, это не то будет.
Потому что истинное поведение человека — это очень душевное отношение друг к другу. Нужно уметь сопереживать, уметь поделиться радостью, а это уже отсутствие отрешенности. Обязательно должен быть тесный контакт чувственный. Вот здесь, если предполагать развитие чувственной стороны у человека, тут уже отрешенность нельзя иметь, тут надо иметь правила, по которым надо правильно воспитывать себя, грамотно воспитывать себя. Поэтому теперь уже недостаточно сказать: «Любите друг друга, любите врагов своих. Вы теперь знаете, и всё у вас нормально будет». Не будет нормально и результат этого ненормального сейчас можно наблюдать. Все знают, что надо любить врагов. А как это делать? Где в каждом конкретном случае столько разных нюансов и оттенков? И вот тут начинают блуждать, путаться. Набьют себе много болезненных мест и потом начинают трактовать в выгодном свете, но, как правило, в далеком от истины русле. Потому что эгоизм заставляет найти решение, которое угодно именно для эгоизма, но не для духовности. Поэтому сейчас можно легко встретить такой абсурд, когда говорящий о любви может благословить орудие уничтожения жизни. На самом деле это абсурд. Это уже крайние такие отклонения , которые к разумности не имеют отношения.
И все-таки если драка спровоцирована, а человек владеет боевыми искусствами. Как он должен поступить?
— Наиболее благоприятно, если человек все-таки владеет подобными возможностями, — это попытаться сдержать агрессивную атаку, не нанося ущерб тому, кто пытается атаковать. Защитится так, чтобы у него заболели руки, но ты не сломал их. Но у него утратился интерес, он понял, что нет смысла. Это было бы, конечно, лучше. Но с другой стороны я не исключу возможности, когда ты можешь сделать что-то и большее. Если увидишь развитие событий таким образом, когда может быть большая трагедия. Такое допустимо. Но надо быть внимательным, потому что вред должен быть сведен к минимуму. То есть он должен быть оправдан. Но это та сторона, которую сейчас затронуть точно сложно, потому что каждый, услышав такие слова, начнет трактовать по-разному. Вернемся к благословению подводной лодки или ракеты. Это, скажут, оправданно. Уже сам факт оправданности надо рассматривать в каждом отдельном конкретном случае, и, по крайней мере, объем очень точных конкретных обстоятельств просмотреть, и тогда начнет формироваться хоть какая-то более точная картина, о чем идет речь. Просто сказать об оправданности — «оно должно быть оправданно» — это ни о чем не сказать, может быть даже благословить на неприятности и на нарушение законов Истины. Потому что человек скажет: «Но ведь сказал „оправданно“. Пойдем сожжем село. Оправданно».
Агентство Популярной Информации, Объединенная редакция